image

Шины для погрузчиков

К шинам для погрузчиков (ПТО - подъёмно-транспортное оборудование) предъявляются особые требования, обусловленные спецификой их применения, - это обеспечение требуемой грузоподъемности, устойчивости и безопасности работы погрузчика при обработке грузов на значительной высоте, проходимость, маневренность, расход топлива, устойчивость к истиранию (ресурс работы), сопротивляемость повреждениям, сохранение работоспособности при получении повреждений и др.

Различают 3 типа шин: пневматические, суперэластик и массивные бандажные шины.
* Пневматические шины состоят из:
- покрышки;
- камеры + ободнай ленты.
Принципиально пневматические шины для погрузчиков аналогичны наиболее распространенным автомобильным шинам.
Они так же делятся на диагональные и радиальные, однако, для ПТО, как правило, производятся шины диагональной конструкции (кордные слои у них перекрещиваются, за счет чего боковина шины получается более прочной, чем у радиальных шин, что для погрузочной техники особенно актуально).
Протектор пневматической шины в зависимости от назначения может выполняться гладким или агрессивным, с выраженными грунтозацепами, рисунком. Он служит опорной частью шины и, взаимодействуя с дорогой, защищает каркас шины от повреждений, обеспечивает сцепление колеса с поверхностью дорожного или напольного покрытия.

Характеристики:
Пневмошины в сравнении с другими типами шин для погрузчиков обладают наиболее высокими демпфирующими свойствами и скоростными качествами. У них лучшие сцепные характеристики, что обусловливает их преимущества при работе на не вполне качественном покрытии. В принципе, обладают достаточно универсальным набором качеств, позволяющим их применение в большинстве случаев. В стандартном исполнении погрузчики производится, как правило, с пневматическими шинами.
Основной недостаток пневматических шин - опасность выхода из строя в случае прокола и связанные с этим простои техники, коммерческие потери.
Применение:
Помимо ровных поверхностей могут использоваться на грунте, на снегу.


* Шины суперэластик
Конструкция:
- наружный (протекторный) слой;
- промежуточный (амортизирующий) слой;
- внутренний слой (служит для фиксации шины на ободе).
Конструктивно современные шины суперэластик (их, и их подвиды также называют: высокоэластичные, массивные безбандажные, гуссматик, цельнолитые, solid tyre) состоят из трехслойного резинового массива на основе натурального каучука.
Наружный (протекторный) слой предназначен для обеспечения максимального сцепления с различными видами дорожных покрытий, эффективной управляемости транспортного средства, минимального сопротивления качению, износостойкости и способности противостоять повреждениям.
Промежуточный слой служит для придания шине необходимых демпфирующих (амортизационных) свойств и снижения нагрева основной массы шины, возникающего её при длительном использовании и приводящего к ухудшению её свойств и возникновению внутренних напряжений, снижающих ресурс шины.
Внутренний слой служит для надежной фиксации шины на ободе, для чего дополнительно усиливается жёсткой кольцевой арматурой.
В зависимости от способа фиксации на ободе шины "суперэластик" выпускаются двух типов: монтируемые традиционным способом и быстромонтируемые (Quick, Plus, Easy fit, Nok, Click Tyre, Click Montage). Особенностью быстромонтируемых шин является видоизменённая форма основания. При монтаже на обод функции запорного кольца берёт на себя выступ из плотной резины, проходящий по внешней кромке основания шины, и заходящий в канавку на диске, тем самым, закрепляя шину. Преимущества данного типа - быстрый и простой монтаж (не требуется запорное кольцо) и отсутствие вибрации вследствие дисбаланса шины и колец.
Характеристики:
Достаточно жесткие, шины суперэластик по сравнению с пневмати­ческими шинами обладают более высокой грузоподъемностью при аналогичных габаритах, не деформируются при нагрузке и, следовательно, более устойчивы, отсюда - производительность и безопасность (можно развивать высокую скорость, работать с габаритными грузами на высоте 5-7м без риска потери устойчивости машины). Однако, это же свойство является и основным недостатком суперэластиков - при работе на снегу, в грязи, при сильных морозах они обладают значительно более низкой проходимостью, чем пневматические шины.
Несмотря на применение ведущими производителями самых современных разработок, демпфирующие свойства суперэластиков несколько ниже, чем у пневматических шин, а вибронагруженность погрузчика - достаточно важный фактор, как для здоровья оператора, так и для ресурса самой техники.
Шины суперэластик стойки по отношению к проколам и порезам (они сохраняют работоспособность, даже если в резиновый массив внедрится металлический предмет) и значительно снижают риск возникновения аварийных ситуаций и остановов. Они обладают высокой стойкостью к истиранию - ресурс ходимости шин суперэластик значительно превышает ресурс пневмошин, не требуя, при этом, специального обслуживания. Шины суперэластик на 10-15% снижают затраты энергии на передвижение.
Шины суперэластик взаимозаменяемы с пневмошинами, однако их монтаж на диски требует применения специализированного оборудования и оснастки (для монтажа шины на диск требуется усилие от 10 до 120 тонн, в зависимости от размера шины и типа диска).
Применение:
Используются на достаточно ровных поверхностях, где при интенсивной эксплуатации, экономический эффект их применения значителен. На снегу и в грязи обладают более низкой проходимостью, чем пневматические шины.
Эффективны и безопасны при работе с габаритными грузами и работе на высоте 5-7 м.
Незаменимы в условиях металлургических заводов и металлообрабатывающих производств, где велика вероятность повреждения колёс металлической стружкой или другими острыми предметами.

* Массивные бандажные шины
Конструкция:
- наружный (протекторный) слой;
- стальной бандаж для фиксации шины на ободе.
Массивная бандажная шина (напрессовываемая шина, press-on tire) представляет собой монолитный резиновый массив, жестко закрепленный на металлическом ободе (бандаже) химическим способом (эбонитовым или клеевым). Бандажные шины напрессовываются на стальной колесный диск с натягом и устанавливаются на ступицы в предварительно смонтированном состоянии.
Технологии производства бандажных шин довольно затратны: предприятию-изготовителю помимо, собственно шинного производства, требуется либо содержать механообрабатывающее производство для изготовления стальных бандажей, либо заказывать их на стороне, после чего следуют операции по подготовке металлоарматуры под обрезинивание (дробеструйная обработка, обезжиривание, нанесение клеев и сушка клеевой плёнки) и т.д. Поэтому и стоимость шин довольно высока.
Характеристики:
Шины этого типа самые жесткие, поскольку толщина амортизирующего слоя минимальна и поэтому наиболее требовательны к качеству покрытия. Износостойкие, практически не повреждаемые.
Применение:
Желательно использовать на ровных поверхностях. Бандажными шинами комплектуются, в основном, высотные электроштабелёры, к которым предъявляются особые требования по устойчивости.

* Белые шины
В процессе нормального износа протектора, и особенно - торможении или резком начале движения погрузчика, элементы шины остаются на поверхности полов и попадают в атмосферу.
В традиционных "черных" шинах содержатся компоненты, которые при распаде становятся канцерогенами и могут наносить вред окружающей среде и здоровью человека. Поэтому для предприятий, где важна стерильность процесса производства, разработаны экологичные шины со специальным составом резиновой смеси протектора, из которого исключен главный вредный компонент - технический углерод.
Такие шины принято называть "белыми", хотя, реально - могут производиться различных цветов, или "NON-MARKING" ("не оставляющие следов").
Конструкция:
Белый протектор применяется на всех типах шин (суперэластик, бандажных, пневматических).
Характеристики:
Дополнительным преимуществом белых шин является более низкий коэффициент трения качения по сравнению с черными шинами, что дает экономию топлива.
К недостаткам таких шин можно отнести то, что белый протектор менее износоустойчив по сравнению с черными, а также на 20-25% большую стоимость.
Применение:
Используются на предприятиях с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями ( пищевые, фармацевтические производства, высокоточные технологии ) и эстетически значимых объектах (не оставляют следов).

Срок службы шин
В обычных условиях работы средний срок службы пневматических шин для погрузчиков составляет от 1500 до 2500 моточасов, шин суперэластик - до 3000 моточасов и зависит от ряда факторов:
- Качество шины, её соответствие условиям эксплуатации;
- Состояние дорожного покрытия;
- Уровень давления в шине;
- Средняя величина нагрузки;
- Стиль вождения оператора погрузчика;
- Температура окружающей среды.

Рекомендации по эксплуатации
● Естественно, один из главных факторов - качество самой шины, оценить которое до покупки, обычно невозможно, поэтому проще и надежнее - ориентироваться на "имя" производителя. Нам неизвестны случаи поставки партий и даже отдельных экземпляров некачественных шин такими известными производителями, как Continental, Aichi, Dunlop, Bridgestone. Ресурс работы шин мировых лидеров, как правило, также максимально достижимый при сегодняшнем уровне технологий. Однако, следует заметить следующее обстоятельство: большинство производителей предлагают несколько моделей одного размерного ряда шин. При одинаково высоком качестве, разные модели предназначены для разных условий эксплуатации - от облегченных, экономичных моделей для невысоких нагрузок до шин премиум-класса с максимальным ресурсом при интенсивной эксплуатации, а также мощные шины с выраженными грунтозацепами, шины с усиленной боковиной и т.д. Поэтому, кроме торговой марки, необходимо выбирать и подходящую модель шины, т.к. даже качественная шина, конструктивно не соответствующая реальным условиям эксплуатации может выйти из строя значительно раньше расчетного срока.

● Состояние дорожного покрытия оказывает преимущественное влияние на ресурс не только шин (они просто первыми реагируют на плохое его качество), но и на все узлы и агрегаты самого погрузчика, т.к. в конструкции погрузчиков отсутствуют системы амортизации ударов. И если регулярные затраты на замену досрочно вышедших из строя шин по причине плохого качества полов многих устраивают, то во многом потому, что не все осознают гораздо больших будущих затрат на ремонты погрузчика, а также убытков от значительного снижения общего ресурса техники. Возможные виброболезнь, заболевания позвоночника и другие последствия для оператора в России, похоже, вообще мало кого волнуют. Поэтому при плохих дорогах, чтобы не устранять причину, а для более эффективной борьбы с последствиями, перед покупкой шины рекомендуется особо тщательно оценить условия её будущей эксплуатации и факторы, определяющие риски и типы возможных повреждений:
- качество и состояние дорожного покрытия,
- длинное плечо перевозки или преобладание работы в ограниченном пространстве,
- наличие и величина неровностей на маршруте,
- типы препятствий (рельсовые переезды, бордюры и т.п.),
- наличие в местах работы острых или раскаленных предметов,
- необходимость выезда на грунтовые участки или участки с поврежденным покрытием,
- работа на пандусах, эстакадах, в том числе, в холодное время года и др.
Оценив эти факторы, и учтя тип, вес и габариты перевозимых грузов, высоту их подъема и особенности технологических операций клиента, грамотный продавец поможет выбрать оптимальные тип и модель шин.

● Давление в шинах. Шины для погрузчиков по определению работают с нагрузками, близкими к экстремальным, поэтому соблюдение всех рекомендаций производителей по их эксплуатации особенно важно. Так, если отклонение от рекомендованного значения давления в пневмошине автомобиля на 0,1 кг/см2 на автомобиле может быть практически незаметным, то для погрузчика собственным весом 2,5 тонны и работающем с грузом 1,5 т. на высоте 3-7 метров такое же отклонение может стать крайне опасным. Кроме того, несоблюдение рекомендованного давления может уменьшить ресурс шины буквально в несколько раз. При этом важно заметить - желательно принимать во внимание рекомендации по давлению не производителя погрузчика, а именно изготовителя конкретной модели шины.

● Соблюдение водителем погрузчика оптимального режима движения также в значительной мере влияет на срок службы шин. Резкие ускорения и торможения, начало движения с пробуксовкой колес, движение с излишне высокой скоростью намного сокращают "жизнь" шинам). Неаккуратное вождение - одна из наиболее частых причин порчи шин. Часто водителям просто лень тормозить перед крупными препятствиями (согласитесь - трудно не заметить рельсовый переезд), которые наносят максимальный вред шинам (некоторые повреждения проявляются не сразу, например, появляется "грыжа", которая со временем приводит к разрыву и который, в последствии, можно объяснить плохим качеством шины).
Пожалуй, только обучение и разъяснительная работа могут снизить убытки от действий водителей. Руководитель должен (помимо организации ремонта дорожного покрытия) убедить водителей погрузчиков, что настоящий профессионализм заключается вовсе не в гонках на максимальной скорости, а в поведении, адекватном обстановке на обслуживаемом участке и состоянию дороги, и есть ли польза от быстрой езды, если при этом наносится вред технике, перевозимым грузам и здоровью самого оператора.

● Несмотря на все предпринимаемые меры, специфика работы погрузочной техники такова, что вероятность внезапного выхода шины из строя всегда остается. Приходится останавливать погрузчик, покупать новую шину или менять камеру, затрачивая время на перебортовку и замену колеса. Поэтому рекомендуется иметь в запасе необходимое количество комплектов шина+диск, чтобы минимизировать время простоя погрузчика.